?

Log in

Именьковская культура

Древнейшие славяне Среднего Поволжья. Памяти Галины Ивановны Матвеевой

Social capital

  • less than 10
Membership:
Open
Posting Access:
Anybody , Moderated
Description:
Именьковская культура и всё, что с ней связано
Именьковская культура существовала в Среднем Поволжье в IV-VII вв. Её формирование было связано с несколькими миграционными волнами из ареала культур полей погребений (пшеворской, зарубинецкой и развившейся из неё киевской, черняховской), которые привели к сложению памятников типа Славкино, Лбище, Сиделькино-Тимяшево и, наконец, собственно именьковской культуры, вобравшей в себя как предшествующих мигрантов-праславян, так и представителей местных этносов.

К настоящему времени учеными выявлено более 600 поселений и могильников именьковской культуры. Для неё характерны как открытые, так и, реже, укреплённые поселения, состоявшие из жилищ двух типов: полуземлянок квадратной формы с наземными конструкциями в виде срубов и слабо углублённых в грунт каркасно-столбовых строений. Могильники именьковской культуры – бескурганные с господствующим трупосожжением (трупоположения объясняются проникновением в именьковский ареал инокультурного населения) на стороне и последующим помещением останков на дно овальных или четырёхугольных ям с чашевидным, плоским или ступенчатым дном. Захоронения, как правило, либо вовсе не содержат инвентаря, либо содержат лишь отдельные вещи. Славяне-"именьковцы" занимались земледелием и культивировали просо, полбу, пшеницу, ячмень, овес, горох, рожь. Весьма развито было и скотоводство: "именьковцы" разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Керамику именьковские славяне изготавливали в основном ручным способом, развита у них была обработка железа (часты находки железных наральников, серпов, кос-горбуш и т.д., а также ремесленных орудий) и бронзы. Первыми в регионе "именьковцы" освоили пашенное земледелие и оказали существенное влияние на культурное развитие своих соседей: финно-угров, протовенгров, тюрок.

Выдающийся самарский археолог Галина Ивановна Матвеева, много лет занимавшаяся исследованием именьковской культуры, убедительно обосновала её славянскую этническую атрибуцию, которая ныне признаётся большинством учёных. В своих воспоминаниях исследовательница писала: «Славяне были моей "первой любовью". Я узнала о них задолго до поступления в школу из рассказов отца, из старого, еще довоенного учебника истории и особенно из журнала "Вестник древней истории". Они нередко снились мне во сне. Позднее, поступая в университет на истфак, я собиралась заниматься славянской археологией. Но уже на первом курсе выяснилось, что изучением славянских древностей заниматься не придется. Камская археологическая экспедиция исследовала археологические культуры Прикамья и все студенты во главе с Отто Николаевичем Бадером и Владимиром Антоновичем Обориным занимались памятниками этого региона, который издревле был населен финно-угорскими племенами, а не славянами… Работать было интересно и я увлеклась археологией Прикамья, перестав скучать о славянах… И лишь через четверть века славяне "сами разыскали" меня в Среднем Поволжье, куда они стали переселяться с конца I в. и я узнала их далеко не сразу. Лишь дальнейшие исследования позволили установить, что славянами были племена именьковской культуры, той самой культуры, по поводу которой ломались копья археологов в 60-х годах» [Матвеева Г.И. Экспедиции в прошлое: записки археолога. Самара, 1998. С. 62].

Выдающийся археолог-славист В.В. Седов обосновал гипотезу, согласно которой после прихода в Среднее Поволжье болгар большинство "именьковцев" ушло на юго-запад, где они стали ядром носителей волынцевской культуры, в то время как часть их осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру и экономику, в частности - на развитие земледелия.

По мнению ведущего российского востоковеда Сергея Григорьевича Кляшторного, сведения об именьковской культуре отразились в арабской традиции об "ас-сакалиба"-славянах, живущих в Среднем Поволжье.

Согласно финно-угроведу Владимиру Владимировичу Напольских ко времени существования именьковской культуры относятся заимствования в местные финно-угорские языки из древнего "балто-славянского" диалекта, которым мог быть "именьковский язык".

Но по-прежнему не все согласны со славянской этнической атрибуцией именьковской культуры, причём нередко в основе этого лежит не столько научная осторожность, сколько политические причины, ставшие предметом исследований Александра Викторовича Овчинникова.

В общем, есть, что обсудить и о чём поспорить.

Наша группа ВКонтакте: https://vk.com/public81977618
Мы в Фейсбуке: https://www.facebook.com/imenkovo

Дружественные сообщества в ЖЖ:
- rossica_antiqua - Древняя Русь и её соседи
- medievalrus - Средневековая Русь. Культурно-исторический портрет
- oldrus - Древняя Русь
- slav_drevnosti - Славянские древности
- balty_slavjane - Балты-славяне. Общая история
- ethnography_ru - Популярная этнография
- ist_freaks_ru - Историческая кунсткамера - сообщество, посвящённое историческим фрикам

© Сообщество основано 18 мая 2012 года

© Сообщество посвящено памяти Галины Ивановны Матвеевой (1933-2008) - выдающегося русского археолога, фактически вернувшей из небытия целый славянский народ раннесредневековой эпохи. Работы Г.И. Матвеевой постепенно выкладываются здесь: http://imenkovo.livejournal.com/6759.html

Публикации археологических материалов по культурам полей погребений, к которым восходят истоки именьковской культуры: http://imenkovo.livejournal.com/9590.html

Основные работы по археологии и этногенезу древних славян и их соседей, важные для понимания того контекста, в котором существовала именьковская культура: http://imenkovo.livejournal.com/9798.html

Работы по волынцевской культуре, начало которой, по мнению ряда археологов, положила миграция "именьковцев": http://imenkovo.livejournal.com/12322.html

Работы П.Н. Старостина: http://imenkovo.livejournal.com/4625.html

Работы В.В. Седова, в которых есть главы, посвящённые именьковской культуре, её происхождению и историческим судьбам: http://imenkovo.livejournal.com/6204.html

Работы Д.А. Сташенкова: http://imenkovo.livejournal.com/2745.html

Работы Л.А. Вязова: http://imenkovo.livejournal.com/2397.html

Работы А.В. Богачева: http://imenkovo.livejournal.com/12768.html

Кляшторный С.Г. Праславяне в Поволжье: http://imenkovo.livejournal.com/1172.html

Работы М.И. Жиха по проблеме отражения именьковской культуры в арабской и хазарской письменной традиции: http://imenkovo.livejournal.com/3859.html
Абу Хамид ал-Гарнати, Авраам Яковлевич Гаркави, Александр Викторович Овчинников, Александр Викторович Расторопов, Алексей Владимирович Богачев, Алексей Петрович Смирнов, Альфред Хасанович Халиков, Анатолий Петрович Новосельцев, Андрей Михайлович Обломский, Андрей Петрович Ковалевский, Баланджар, Борис Николаевич Заходер, Валентин Васильевич Седов, Вера Владимировна Гольмстен, Владимир Владимирович Напольских, Владимир Данилович Баран, Владимир Фёдорович Генинг, Волжская Болгария, Волынцево, Волынцевский могильник, Галина Ивановна Матвеева, Дарья Васильевна Смокотина, Денис Никодимович Козак, Дмитрий Алексеевич Сташенков, Дмитрий Евгеньевич Мишин, Евгений Петрович Казаков, Еврейско-хазарская переписка, Елена Сергеевна Галкина, Ибн Фадлан, Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих, Игорь Анатольевич Гагин, Игорь Олегович Гавритухин, Именьково, Кармалы, Кирбинское городище, Кондурча, Константин Александрович Руденко, Лбище, Леонид Александрович Вязов, Максим Иванович Жих, Марван, Марк Борисович Щукин, Моисей Каганкатваци, Мухаммад ибн а'сам ал-куфи, Наталья Петровна Салугина, Нахр ас-сакалиба, Николай Филиппович Калинин, Николай Яковлевич Марр, Новая Беденьга, Олег Михайлович Приходнюк, Олег Николаевич Трубачев, Ольга Алексеевна Щеглова, Ош-Пандо-Нерь ii, Павел Константинович Коковцов, Партава, Поволжье, Подберезцы, Пургасова Русь, Пётр Николаевич Старостин, Рождественский могильник, Русский каганат, Самандар, Сасаниды, Сергей Григорьевич Кляшторный, Славкино, Сосница, Старая Майна, Хазарский каганат, Халифа ибн Хаййат ал-'Усфури, Щербетьское островное селище, Юрий Анатольевич Семыкин, азелинская культура, ал-Байда, арабо-хазарские войны, арабские источники, археологическая культура, археология, балты, бастарны, болгары, волынцевская культура, германцы, городецкая культура, готы, гунны, драхмы, дьяковская культура, зарубинецкая культура, зубрицкая культурная группа, именьковская культура, именьковский язык, именьковцы, киевская культура, лингвистика, памятники типа Сиделькино-Тимяшево, памятники типа Черепин-Теремцы, пеньковская культура, письмо царя Иосифа, позднезарубинецкие памятники, пражская культура, праславяне, протовенгры, пшеворская культура, русы, сакалиба, сарматы, славяне, славянская река, славянский этногенез, слвиюн, турбаслинская культура, тюрки, финно-угры, хиониты, черняховская культура

Social capital

  • less than 10

Statistics